Pretorian Worldwide. Handgun and knife in CQC environments.

Сотрудники частных охранных фирм и ведомственной охраны Минтранса смогут досматривать автомобили, въезжающие на территории аэропортов и вокзалов, а также проводить «наблюдение» и «собеседования» с водителями, разыскивая взрывчатку, оружие и «запрещенные устройства». Теперь сотрудники охранных предприятий будут приравнены к регулировщикам и наделены новыми правами, соответствующие поправки к ПДД предложены Минтрансом.

Проект изменений в ПДД опубликован на regulation.gov.ru. Сегодня, следует из текста правил, к регулировщикам относятся сотрудники полиции и ВАИ, а также «работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах». Регулировщиком является лицо, наделенное «в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов». Сотрудник должен быть одет в форменную одежду или иметь отличительный знак и экипировку.

Минтранс хочет наделить правом регулировать движение «аттестованных работников подразделений транспортной безопасности, исполняющих обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и собеседованию». К таковым относятся сотрудники ведомственной охраны Минтранса: в структуре министерства действуют ФГУП «УВО Минтранса России», охраняющее более 1 тыс. транспортных объектов по всей стране, включая аэропорты, автовокзалы, порты, и ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта», а также частные охранные фирмы, имеющие специальную аккредитацию. Как пояснили в ведомстве, полномочия этих сотрудников уже закреплены в федеральном законе «О транспортной безопасности»: они имеют право обследовать автомобили и грузовики в поисках взрывчатых веществ, запрещенных предметов и устройств, а также для выявления лиц, «не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности». Вместе с тем полномочий по регулированию движения, в том числе по остановке для досмотра транспортных средств, у работников подразделений транспортной безопасности нет, пояснили в Минтрансе. Таким образом, фактически ПДД не обязывают водителей останавливать машину по требованию сотрудников охранных служб.

В ведомстве “Ъ” пояснили, что досматривать автомобили сотрудники транспортной безопасности смогут также на ряде автодорог, список которых закреплен в постановлении правительства №686, включая участки трасс А161 Владикавказ—Нижний Ларс—граница с Грузией, а также участки действующих дорог на подъезде к строящемуся переходу через Керченский пролив.

«Нелогичными и неправильными» назвал поправки адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «Сотрудники полиции в силу возложенных на них функций могут проводить такие мероприятия, как осмотр и досмотр, причем не только автомобилей, но и водителей, а также пассажиров. Регулировщики же, если они не являются сотрудниками полиции, такими полномочиями не обладают. Только сотрудники полиции имеют более широкие полномочия, связанные со спецификой деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности, и только сотрудникам полиции водитель обязан предъявлять документы». «Необходимо быть готовым и к задержанию лиц, причастных к преступлениям, и к их сопротивлению, в том числе вооруженному»,— пояснил он “Ъ”.

Эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева добавляет, что сегодня вопрос движения автомобилей на парковках и около вокзалов, аэропортов, в зонах около объектов транспортной инфраструктуры практически не урегулирован, что создает «определенный правовой вакуум». «Логика Минтранса понятна, но наделение сотрудников транспортной безопасности полномочиями останавливать машины для досмотра именно в рамках ПДД — решение неоднозначное,— говорит она.— Целесообразно урегулировать вопрос движения на парковках комплексно. Это можно сделать в ПДД, а нормы о праве на досмотр прописать в законодательстве о транспортной безопасности».

Иван Буранов

«Коммерсант»

Рейтинг@Mail.ru